Президент Украины Владимир Зеленский неожиданно снял с рассмотрения Верховной Рады законопроект, который должен был установить правила для местного криптовалютного рынка
Законопроект «О виртуальных активах» сняли с повестки Верховной Рады по решению Зеленского после совещания в Офисе президента. Основным критиком выступил глава Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) Руслан Магомедов.
Что не так
По словам Магомедова, предлагаемый законопроект не соответствует европейским стандартам MiCA по части регулирования токенизированных ценных бумаг. Разногласия также коснулись следующих важных аспектов:
- отсутствия согласования с Советом финансовой стабильности и зарубежными партнерами;
- потенциальных рисков допуска на рынок неавторизованных провайдеров, что может создать лазейки для российских финансовых структур.
Магомедов потребовал, чтобы текст законопроекта проверила Служба безопасности Украины (СБУ). В ответ на это народный депутат Ярослав Железняк заявил, что НКЦБФР препятствует развитию Web3-индустрии в Украине. Он подчеркнул, что отсутствие регулирования лишает бюджет налоговых поступлений, оставляет бизнес без правовой защиты и препятствует притоку инвестиций в цифровую экономику.
«Мы поборемся за законопроект, как и с законом про реформу Комиссии. Мы найдем способ заставить власть забыть о своих коррупционных потоках и принять нормально текст», — пообещал Железняк.
Еще неделю назад налоговый комитет Рады рекомендовал законопроект к первому чтению. Дальнейшая судьба регулирования крипторынка в Украине теперь зависит от того, удастся ли сторонам преодолеть ведомственные разногласия и найти компромиссный вариант.
Основные положения законопроекта
Законопроект «О виртуальных активах» в Украине разделяет виртуальные активы (ВА) на три категории:
- Токены, привязанные к активам, таким как валюта или имущество.
- Токены электронных денег, эквивалентные одной официальной валюте и приравниваемые к электронным деньгам по закону «О платежных услугах».
- Прочие ВА, не входящие в первые две категории. ВА не признаются законным платежным средством. Право собственности на них подтверждается владением криптографическими ключами, с презумпцией правомерности, если суд не установит иное.
Доходы от операций с ВА облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) отдельно от других доходов. Объект налогообложения — годовая прибыль (доходы от продаж минус расходы на приобретение). Освобождаются от налогов:
- Операции crypto-to-crypto и продажи ВА в пределах минимальной зарплаты.
- Стоимость ВА, полученных при эмиссии или безвозмездно от эмитентов.
- Убытки прошлых периодов (с ограничениями). Для ВА, купленных до 2026 года, действует льготная ставка НДФЛ 5% при продаже в 2026 году. НДС применяется к продажам и обмену NFT, ВА с правами на имущество или услуги, а также к услугам поставщиков (кроме консультационных). Юридические лица корректируют налог на прибыль по аналогии с ценными бумагами.
Публичное предложение ВА требует «белой книги» — документа с информацией об активах, эмитентах и рисках. Поставщики услуг (хранение, торговля, перевод) обязаны проходить авторизацию и соответствовать организационным и финансовым требованиям. Криптокомпании должны ежегодно отчитываться перед контролирующими органами. Нарушение влечет штрафы, сниженные в переходный период: 10% в 2026 году, 25% в 2027–2029 годах. Плательщики единого налога не могут проводить операции с ВА.